Сб. Апр 20th, 2024

Профессор объяснил, зачем дипломам «срок годности». «Первый шаг к ликвидации высшего образования»

Документы о высшем образовании в дальнейшем могут быть преобразованы в «дипломы по требованию». С таким заявлением выступил спецпредставитель президента России по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков. По его словам, речь идет о дипломах с «некоторым заданным промежутком времени, когда они действительны». Песков отметил, что «дипломы не могут быть замещены на профили компетенций и портфолио». «Они должны будут мигрировать в формат «диплом по требованию», который показывает актуальное состояние ваших знаний и компетенций», – пояснил чиновник. Также он назвал абсурдной практику выдачи дипломов «на всю оставшуюся жизнь». О том, что может стоять за подобной инициативой и почему она понравится далеко не всем, «ФедералПресс» рассказал доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего образования России Евгений Белый:

«На мой взгляд, это выступление нельзя считать случайным. Фактически речь идет о зондировании более широкой проблемы: уже давно говорится, что надо уходить от высшего образования, что многие западные крупные корпорации уже и не спрашивают диплом, их интересует определенный набор компетенций. Возможно, это первый шаг к ликвидации системы высшего образования.

Между тем следует понимать, что диплом о высшем образовании означает, что человек не просто имеет какой-то набор знаний, – человек получает в вузе определенный уровень культуры, интеллектуальный потенциал, его еще там учат учиться. В результате он осваивает необходимые навыки, для того чтобы потом реализовывать идеологию «образование через всю жизнь».

Озвученная инициатива предполагает, чтобы человек через какой-то определенный промежуток времени подтверждал наличие актуальных компетенций. Однако эта система не новая: она существует, например, у медиков: врач должен каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Схожий механизм действует и у аудиторов, а также у специалистов, работающих в системе государственных закупок. Этого требует действующее законодательство. Сейчас же предлагается создать такую систему повсеместно, то есть сформировать механизм по, простите за прямоту, выжиманию денег. Но совершенно не понятно, почему государство считает возможным взять на себя функции работодателя. В конце концов, это функции работодателя, определять – устраивают его компетенции работника или же нет. Если они не будут устраивать, то сотрудника уволят, и никто не будет смотреть, есть у него диплом о высшем образовании или нет, сдал он квалификационные тесты или не сдал.

Встает законный вопрос – не создается ли целая система по выколачиванию денег? Ведь можно предположить, что пресловутая система будет заточена под конкретные структуры. Это же колоссальный бизнес: все люди, имеющие высшее образование, обязаны будут регулярно проходить тестирование, подтверждающее актуальные знания и компетенции.

Есть еще одна опасность: если отечественный диплом необходимо подтверждать, то не лучше ли получать диплом не российских вузов? Например, чешский, польский. Соответственно возникнет интерес к иностранному образованию. Я не знаю, есть ли еще в мире такой опыт, почему мы хотим быть первопроходцами? Или у нас настолько плохое образование, что мы заранее знаем, что выпускники не владеют компетенциями?

Не стоит забывать и о том, что в крупных структурах существуют свои корпоративные университеты. Более мелкие организации активно пользуются системой дополнительного образования, существующей при крупных университетах. Ведь люди, обладающие одним и тем же дипломом, могут заниматься совершенно разными вещами, и им нужны для этого совершенно разные компетенции. И набор необходимых компетенций определяет именно работодатель. Полагаю, что государство не должно играть на этом поле».

fedpress.ru

Аркадий Канунников

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Комментарии:

  1. Государство ищет новые способы опустошения карманов граждан. Терпите дальше.

  2. Достаточно собеседования. Особенно если выпускник авиационного ВУЗа лет эдак 15 поработал риэлтором или агентом похоронного бюро.

  3. Холопам осталось вернуть право первой брачной ночи — это скрепа, это русский мир!

Обсуждение закрыто.