Город без истории – город без будущего. Как спасти старый Симбирск
Ульяновское региональное отделение ВОО «ВООПИиК» выявило вопиющие факты незаконного внесения изменений в зоны охраны объектов культурного наследия Ульяновска. Изменений, которые стали лицензией для представителей строительного бизнеса на высотную, точечную и безудержную застройку исторического центра города, «ломающую» общий городской ландшафт. Подписантом скандального Постановления стал бывший губернатор области Морозов, который буквально за несколько дней до отставки, по сути, отдал исторический центр Ульяновска на растерзание близкому строительному бизнесу. Тому самому, кто щедро оплатил свои аппетиты и строительные перспективы. В самом региональном отделении «ВООПИК» заявляют, что отмена данного Постановления необходима для защиты исторического облика старой части Ульяновска и сохранения памятников архитектуры.
Депутат Госдумы РФ Алексей Куринный по просьбе регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку и отменить Постановление № 112-П, подписанное бывшим губернатором Морозовым 30 марта 2021 года. То есть буквально за неделю до своей отставки, о которой он был прекрасно осведомлен. В свою очередь, именно этот документ дал «зеленый свет» на изменения в другое постановление Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 года № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон», создав неимоверно комфортные условия для застройщиков. Убраны практически все ограничения в застройке исторического центра, существовавшие ранее, так что о запрете на ту же точечную застройку, которую требовал от своих подчиненных Русских, теперь можно забыть. Она легализована. Ликвидированы ранее существовавшие отступы от соседних зданий и красных линий, минимизирована площадь застройки, полностью уничтожено такое понятие, как длина фасадов зданий…
В региональном отделении ВООПИК считают, что причин для отмены принятого Постановления достаточно. Изменения внесены на основании восьми проектов зон охраны объектов культурного значения регионального значения, которым оно теперь автоматически распространяется сразу на 296 исторических зданий. Последнее незаконно, в том числе и в связи с тем, что в восьми ПЗО, взятых за обоснование внесений изменений в зоны охраны нет ни текстового описания, ни графического образования. Это не может быть отнесено к случаям исправления технической ошибки, поскольку по сравнению с предшествующей редакцией в Режимы внесены значительные изменения. Так, к примеру, зона ЗРЗ Р-7 уменьшено и изменено назначение минимальной площади земельных участков. В прежней редакции «Минимальная площадь вновь образуемого земельного участка»: для многоквартирного жилищного строительства составляла 600 кв. м. и иного разрешенного использования 455 кв. м. В новой редакции данный показатель составляет: для блокированной жилой застройки – 150 кв. м, и иного разрешенного использования 500 кв. м. В зоне ЗРЗ Р-15 данный показатель по минимальной площади вновь образуемого участка уменьшен: для многоквартирного жилищного строительства – с 1000 кв. м до 150 кв. м. Для иного разрешенного использования — с 600 до 500 кв.м.
Кроме того, уменьшены и упрощены минимальные отступы от границ соседних участков. Судите сами: если в прежней редакции «Минимальные отступы от границ соседних участков» в случае примыкания земельного участка красной линии квартала строительство разрешено по линии застройки, то в новой – по красной линии. Если ранее при строительстве многоквартирного жилого дома высотой более 7 м минимальный отступ от красной линии составлял 5 метров, то сейчас всего 3 метра. Минимальное расстояние по красной линии между соседними зданиями было 6 метров, теперь – 1 метр (!!!). А минимальное расстояние по красной линии между соседними зданиями в новой редакции и вовсе исключены. Что это, если не легализация точечной застройки? Сюда же можно отнести и такой показатель, как максимальный процент застройки. Он благодаря принятому Постановлению уменьшен. Если в прежней редакции максимальный процент застройки в границах земельного участка для жилищного строительства составлял 50%, для производственного, общественно-делового и иного — 60%. В новой редакции п. 6.5. Максимальная процентная доля застроенной площади в границах земельного участка — 80%.
Впрочем, это тоже еще не все. Настоящий рай для застройщиков – это увеличение предельной высоты зданий. Если в прежней редакции данный показатель составлял 23 метра, то согласно внесенным изменениям — 28 м. Аналогичный рост по высотности можно наблюдать в зоне ЗРЗ Р-9, где предельная высота зданий выросла с 29 до 33 метров, есть зоны, где данный показатель высотности вырос с 38 до 40 метров. А это уже 12-13-этажный дом. А, к примеру, в зоне ЗРЗ Р-15 можно уже строить до 16 этажей.
Карт-бланш для застройщиков – разрешение на безграничный метраж по фасаду. Теперь новостройки по красной линии можно возводить безгранично, хотя ранее этот показатель составлял не более 25,6 метров. «Дома-стены» в перспективе могут стать реальностью.
Вопиющим фактом члены регионального отделения ВООПИК считают исключение из Постановления такого требования, как сохранение исторически сложившихся границ земельных участков. В прежней редакции оно было обязательным, теперь данное требование, к примеру, в границах ЗРЗ Р-7 полностью исключен, а значит, участок можно делить, сокращать его площадь…
— По нашему мнению, все эти изменения являются незаконными, — говорят члены региональной общественной организации отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. — Полагаем, что все они внесены не в целях сохранения исторической среды объектов культурного наследия, на что собственно направлены требования зон охраны ОКН, а на расширение возможностей точечной застройки в историческом центре Ульяновска в запредельно высотных вариантах. Застройщикам принятое Постановление только на руку.
Вместе с тем, как выяснилось, данное Постановление — не единственное нарушение при внесении изменений в зоны охраны Ульяновска. Ответственные за градостроительную политику в городе и регионе, включая сотрудников Управления по охране объектов культурного наследия научились ловко «жонглировать» существующими законами, не соблюдая другие уже принятые законы. В частности, внося корректировки, не учитывая находящиеся на той или иной территории новые объекты культурного наследия, то есть поставленные на госохрану после 2 июля 2009 года. Именно таким образом были внесены изменения в объединенную зону охраны объектов культурного наследия на основании проекта зоны охраны, разработанного в отношении «Типография А.Т.Токарева» и «Жилого дома второй половины XIX в. по ул. Гончарова, 50, 52, что позволило сначала снести, а затем увеличить высотность застройки по ул. Д.Ульянова, 5 и 7. И таких фактов немало.
Имеют место быть случаи, когда возможность корректировки объединенной зоны охраны ОКН используют для увеличения этажности застройки. Так, для объекта культурного наследия местного (муниципального) значения – «Дом мещанина П.Ф. Струнникова, 1869 г.» (г. Ульяновск, ул. Красноармейская, д. 18), поставленного на госохрану 19.08.2019 года, разработаны охранная зона объекта культурного наследия и ЗРЗ Р-12 для конкретного земельного участка ул. Красноармейская, д. 16, и больше ничего! Заказчик — «Группа компаний «СИТИ ИНВЕСТ», соответственно является застройщиком по этому адресу. В данном случае возникает закономерный вопрос: увеличение высотности многоквартирного дома с 33 до 40 м является целью обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории? Результатом сего действа является постановление Правительства Ульяновской области от 02.08.2022 г. № 437-П, и многоквартирный дом 16 по ул. Красноармейской может расти выше.
Этим же постановлением от 02.08.2022 г. № 437-П внесены изменения на основании ПЗО объекта культурного наследия местного значения «Дом Бабушкиных» (г. Ульяновск, ул. Мира, 30) поставленного на госохрану 25.06.2014 года, разработанного по заказу ООО «Берма», которое является, к тому же и застройщиком этого участка. Целью данного проекта являлось максимальное приближение зоны ЗРЗ Р-5 к красной линии улицы, для увеличения площади и высотности застройки земельного участка. В данном случае по заказу все того же ООО «Берма» была подготовлена государственная историко-культурная экспертиза в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом мещанина А.А.Башанова», отрицающая ценность данного объекта и позволившая его снести. И таких фактов достаточно, чтобы говорить о том, что происходящее — тенденция на грани коррупции, а не ошибка отдельных чиновников.
— Вы только посмотрите, насколько уже изуродованы «новостройками-человейниками» улицы Радищева, Красноармейская, добираются до ул. Ленина и Льва Толстого, где уже тоже появились «уродцы»… Многие думают, что так оно и надо. Старье. Каждый строит кто во что горазд: ни единого стиля, ни цветовой гаммы, без дворов, социальных объектов, достаточного количества парковочных мест, на старых коммуникациях… Но главное – все эти дома-уродцы поглощают, уничтожая один за другим объекты культурного наследия. Город без истории – это город без будущего, вот почему мы требуем отменить принятое Постановление №112-П от 30 марта 2021 года, равно как и жестко соблюдать объединенную зону охраны объектов культурного значения, учитывая в том числе располагающиеся в центре Ульяновска двух достопримечательных места: заповедника «Родина В.И. Ленина» и «Ярмарочного квартала». В том числе, при застройке территории Суворовского училища, — говорят в региональном отделении ВООПИК.