Сб. Июл 27th, 2024

К 225-летнему юбилею Пушкина сквер Языкова лишили охраны, а благоустройство зашло в тупик

5 июня исполняется 25 лет со дня открытия Литературного музея «Дом Языковых» — филиала Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова. 6 июня вся страна будет отмечать 225-летний юбилей великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. За неделю до праздничных торжеств рядом с Домом Языкова снесли постамент, убрали бюст поэту и только приступили к ремонтным работам. Сам Дом Языкова стоит обшарпанным, а вокруг предстоящего благоустройства сквера разразился громкий скандал. И связано это не только со сносом зеленых насаждений и проектом, который на минувшей неделе градостроительная комиссия подвергла резкой критике вплоть до предложения остановить это бездумное освоение средств. Скандал в том, что каким-то чудным образом сквер Языкова пропал из перечня объектов, имеющих охранный статус федерального значения и чьей-то всесильной рукой оказался вычеркнут из «Достопримечательного места Родина В.И.Ленина».

Ульяновское региональное отделение ВООПИиК намерено обратиться с жалобой в прокуратуру и выйти в суд с требованием вернуть сквер Языкова в перечень объектов федерального значения, входящих в объединенную зону охраны объектов культурного наследия, согласованную и утвержденную еще в 2009 году. Сквер Языкова, объединяющий в себе сразу три ОКН, всегда входил в «Достопримечательное место Родина В.И.Ленина». Однако в прошлом году с чьей-то легкой руки при разработке Распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении предмета охраны ОКН федерального значения «Достопримечательное  место, XIX-XX вв» сквер оттуда исчез. В разделе «парки, скверы, бульвары, расположенные на территории достопримечательного места» и подлежащие охране значатся: «Владимирский сад», парк. Им. Александра Матросова, Карамзинский сквер, сквер. Им. И.Н. Ульянова, «Колючий садик», сквер в районе памятника К.Марксу и другие. Но сквера Языкова там нет.

smart
smart

Данный официальный документ готовился в недрах Управления по охране ОКН Ульяновской области, проходил через согласование бывшего помощника губернатора Ольгу Мельникову, подписывался Разумковым. На каком из этапов Сквер Языкова вдруг исчез из документа – доподлинно не известно, но благоустроительные работы по проекту «Мегабудки»  со сносом флагштоков, размещением здесь туристического центра, всевозможных МАФов, не имеющих ничего общего с созданием здесь литературного скверика и полностью ломающего исторически сложившуюся концепцию мемориальной зоны Родина В.И. Ленина – никак не вписывались в планы г-жи Мельниковой. После такого благоустройства сквер Языкова ждала участь и повторение того варварского превращения, что ульяновцы сегодня вынуждены лицезреть, закрывая глаза от ужаса, на Театральной площади.

Тем не менее, деньги федеральный получены, их надо освоить. Осваивать решили, упростив мегабудковский проект, дабы не вызывать раздражение у краеведов и историков, но с таким же бездумным подходом. Последнее стало предметом критики со стороны архитекторов на минувшей градостроительной комиссии, которую проводила Татьяна Тарасова.

Представитель «Стройзаказчика», присутствовавшая на градостроительной комиссии, и очень хорошо разбирающаяся в строительстве дорог, разворотов, заявила, что им за основу велели брать проект «Мегабудки». Вот и доработали. Известный ульяновский архитектор Александр Варюхин сказал, что этот проект даже нельзя выносить на обсуждение, не то чтобы его даже реализовывать.

— С благоустроительной точки зрения сам проект – распил бюджетных денег и полный абсурд, — говорит архитектор Ирина Владимирова. Вместо газона хотят сделать плиточное покрытие, закатав тонны песка, щебенки, бетона и тротуарной плитки Фарбштайн. То есть сначала будет производиться уничтожение газона  и на его месте укладываться плитка. Зато вместо уже существующего плиточного покрытия по проекту намерены уложить газон. То есть опять же демонтировать с полметра глубиной весь бетон, плитку, гравий, который под существующую дорогу закладывали еще в советское время. По сути, меняют шило на мыло. Смысл этих передвижек – три метра. Это называется освоение денежных средств, а не благоустройство. Можно было просто заменить старое разрушенное плиточное покрытие на новое и все. Или просто уложить хороший асфальт на существующие в сквере дорожки.

Свой проект «Стройзаказчик» наваял на основе уже готового решения «Мегабудки», в чем они сами признались. Но архитекторы «Мегабудки» даже не смотрели этот сквер. А если и заглядывали сюда по приезду, то одним глазом, не вникая, для чего и куда ведет каждая тропинка, какие объекты культурного наследия между собой они соединяют. В сегодняшнем варианте благоустройства сквера Языкова нет никакого смысла. Не понравился проект и директору Дворца бракосочетаний, у которой была своя презентация — визуальная картинка с площадкой для бракосочетаний на свежем воздухе, на градостроительной комиссии она тоже выступила против сноса зеленых насаждений.

Отдельный вопрос сохранения сквера как территории зеленых насаждений, которые планируются к вырубке. В плане была вырубка четырех взрослых и вполне хороших берез. Вчера на их обследовании общественность дала свое добро только на снос двух высохших, которые уже ранее были признаны аварийными и подлежащими сносу, на четыре, что заявил к сносу «Стройзаказчик» добро вчера не дали. Кроме того, судя по проекту, когда рабочие приступят к строительству дополнительного пожарного проезда сзади музыкального училища, то они обязательно столкнутся с тем, что нужно будет вырубить еще два или три дерева. По проекту их нет, а в реальности – эти деревья существуют.

Архитектор Дмитрий Нецветаев cчитает проект благоустройства сквера Языкова, выполненный МУП «Стройзаказчик» – не благоустройством в принципе, поскольку он не повышает комфорт, а наоборот делает только хуже.

— Первое, что привлекает внимание в этом «проекте» – дорожки из брусчатки переплетающиеся самым бессмысленным образом (даже бесцельно прогуливаясь люди так не петляют) и сходящимися на небольших площадках с непонятной функцией, — говорит Нецветаев. — Ни скамеек, ни летний сцены, нет никаких атрибутов их назначения, кроме уничтожения существующих деревьев. Два асфальтовых проезда тоже с деревьями не церемонятся. И не только с деревьями, но и со столбом электроопоры. Нет указаний куда он переносится. В «проекте» нет идеи, нет поэтического образа намекающего на связь с Языковым – просто схема покрытий с варварским отношением к зелёным насаждениям, историческому месту и к трём близлежащим объектам культурного наследия, один из которых федерального значения.

С категорическим предложением приостановить все благоустроительные работы в сквере Языкова до тех пор, пока не будет утвержденного нормального проекта выступил архитектор Олег Владимиров. Но тут в голос начали «плакаться» о том, что могут потерять федеральные деньги представители «Стройзаказчика». У последнего была уйма времени, чтобы создать нормальный проект и подготовиться по каждому из них, но сегодня получается: что ни объект, — то скандал.  

— По скверу Языковых тупик полный, — говорит архитектор Владимиров. – Рассматривали три варианта. С первым выступала директор Дворца бракосочетания, которая захотела в сквере Языкова организовать зону для бракосочетаний на свежем воздухе. Ощущение, что картинку рисовала ландшафтный дизайнер. Для коттеджа красиво получилось. Подход, конечно, душевный, но причем тут историческое место – не понятно. Второй вариант благоустройства сквера Языкова рисовали ульяновские архитекторы Сергиенко с Клюевым. На мой взгляд, это было бы самым лучшим решением. В проекте достаточно интересный подход и попытка найти понимание, что такое литературный сквер. Достаточно рациональная планировка, но никуда этот проект не пошел, потому что при г-же Мельниковой был никому не нужен и никто никому его не показывал.

Что касается проекта «Стройзаказчика», по которому уже расторгована госзакупка, то это даже не проект. Это ведомость, в которой расписана куча материалов покрытий дорожек разного вида. Укладка плитки и ничего связанного с литературой, Пушкиным, Языковым…