Сб. Фев 24th, 2024

Попали под пресс. Рабочих УАЗа, потребовавших рост зарплаты, увезли в полицию

Третий день на ульяновском автозаводе «жарко». Напомним, два дня назад в знак несогласия с нищенской оплатой труда взбунтовались рабочие целого ряда цехов, включая линию сборки «Патриотов» полностью остановив конвейер. Общение Спирина на повышенных тонах и в приказном порядке с рабочими, посыпавшиеся в адрес последних угрозы еще больше вывели из себя рабочий коллектив. Сотни взбунтовавшихся голосов поставили Спирина на свое место. Сегодня семерых активистов, устроивших забастовку по заявлению гендиректора доставили в Засвияжское РОВД, несмотря на то, что на предприятии работает прокуратура, выявляя факты нарушений трудовых прав работников ООО «УАЗ». 

Бунты рабочих на градообразующем предприятии региона случаются с завидной регулярностью. В прежние годы кроме требований ввести адекватную ежегодную индексацию зарплаты, звучали и запретить сокращение рабочих, прекратить распродажу собственности автозавода путем передачи целых производственных мощностей. Напомним, о том, что под видом модернизации предприятия на самом деле на УАЗе идет его ликвидация, — говорили многие. От 26 тысяч человек сегодня здесь осталось чуть более 6,5 тысяч. Первыми вывели в отдельное юрлицо автоцех, потом кузницу, литейный цех, впоследствии ПАМС (производство автомобилей мелкими сериями), склады, автоматный, гальванику передали на аутсорсинг в Тольятти, так что теперь детали оттуда ждут на конвейере неделями. Следом ликвидировали испытательный комплекс и цех опытного производства (где собирали автомобили для выставки). Все высвобожденное имущество УАЗа до сих пор продается на Авито: от турбаз до складских комплексов и производственных помещений.

Несанкционированная остановка конвейера, случившаяся три дня назад на УАЗе – лишь ответ на действия, а вернее сказать, бездействие со стороны топ-менеджмента. Еще 15 мая рабочие потребовали от начальника цеха пригласить генерального директора на разговор. Спирин требование рабочих проигнорировал. 16 мая на встречу с рабочими, делегировавшими своих представителей от всех бригад, явился только начальник цеха Шиллер. Разговаривать с ним естественно было бесполезно. 17 мая события на предприятии начали развиваться молниеносно:  конвейер по производству «Патриотов» встал, встали участки сборки кузова, сборки двигателей, сборки грузовых автомобилей, производства сборки и сдачи автомобилей. Недовольные рабочие устроили сидячую забастовку, требуя Спирина. Вопросы, которые волнуют рабочих – это нищенские зарплаты, составляющие в среднем 30-34 тысячи. Последняя прибавка сравни подачке – компенсация поездки до работы и обратно.  Рядом – такие же как и они рабочие, но принятые на УАЗ через некую аутсорсинговую компанию, но почему-то получающие уже 50 тысяч рублей.

— На предприятии огромная текучка кадров, рабочих постоянно не хватает, — говорит один из участников забастовки. – По причине  нехватки рабочих – нагрузки на нас выросли, а те, кто приходит устраиваться через отдел кадров, где им обещают грандиозные суммы – от 35 и выше, — работают до первой расчетки. Чтобы конвейера запустить и догнать, руководство придумали какие-то фирмы, которые поставляют людей. Но вопрос: почему у них такие высокие зарплаты – за час работы им платят по 350 рублей, а у нас в два раза меньше? В честность полученного ответа на наш вопрос, что якобы им платят сами аутсорсеры, никто из нас не верит. А этим аутсорсинговым кадровым агентствам тогда кто платит? Ощущение, что просто деньги через них отмывают. .Нам объясняют, что это мера вынужденная, просят потерпеть и войти в положение, твердят как заученную мантру: «Вы поймите, вы поймите». А нас кто поймет? За каждым из нас семьи с детьми, кредиты.  Слушать и разговаривать с людьми явившийся в цех гендиректор Спирин не желал, единственным его требованием было: «Запускаем конвейер». Ему объяснили, что конвейер – это и есть люди. В ответ он начал угрожать срывом гособоронзаказы, штрафами, прокуратурой… Люди сыпали вопросами: считает ли Спирин зарплату в 30 тысяч достойной? Тот отмолчался, пытаясь предоставить некую статистику, что денег на рост зарплат катастрофически не хватает, при этом у самого руководства и многочисленного топ-менеджмента зарплаты под сотни тысяч. У него на все требования был один ответ: где взять деньги. Ему люди конкретно отвечали: цены на автомобили выросли, гособоронзаказ получили, конвейер работает круглосуточно… Куда деньги деваете?

 «Патриоты» запустили конвейер лишь после того, как Спирин согласился принять и рассмотреть выдвинутые коллективом требования, обещал каждый день по 15 минут спускаться из своего кабинета в цех и выслушивать проблемы заводчан.

Вчера рабочий актив собрал более 300 подписей рабочих под обращением с требованиями к руководству предприятия, передав в приемную. Cегодня на УАЗе начался прессинг в отношение самых активных автозаводчан: семерых активных участников «забастовки» рабочих на УАЗе сегодня прямо с рабочих мест доставили в Засвияжское РОВД по заявлению директора Спирина. Директор потребовал провести проверку по факту «незаконных действий» работников и указал имена рабочих, которые особо активно вели себя в ходе событий. В основном это профсоюзные активисты.

В Засвияжское РОВД приехал депутат Госдумы Алексей Куринный.

— Никаких нарушений закона (естественно!) в действиях рабочих нет, но полиция четко отрабатывает поступивший сигнал: опрашивает, фиксирует. Вот так бы всегда, но по более значимым поводам. Ребят отпустят в ближайшее время. Подобные действия не добавляют авторитета руководителю УАЗа, — говорит Куринный.

Ulnovosti.ru связались с рабочими, попавшими под прессинг по заявлению Спирина. Только что их выпустили из Засвияжского РОВД:

— Никаких повесток нам не вручали. Просто приехали и забрали по одному семерых рабочих, которых указал Спирин сам указал в своем заявлении. Все очень походит на банальный акт устрашения со стороны руководства. Чтобы одних запрессовать, а других запугать. Зачинщиков могут не искать, объявлений о сходе рабочих никто не вешал, информация о том, что надо вызывать на диалог Спирина передавалась стихийно из уст в уста. Остановка конвейера тоже произошла стихийно. Пойди Спирин на диалог с рабочими — ничего бы этого не случилось

— Простой по вине работников если и был, то его Спирину еще надо доказать, — говорит юрисконсульт Татьяна Алешина, ранее работавшая в профкоме УАЗа. — В ситуацию должен был вмешаться профсоюз УАЗа и представлять интересы коллектива. Тем более, если речь шла о недовольстве рабочих такого важного и ответственного участка, как цех сборки «Патриотов». Представители профсоюзов вообще стояли где-то поодаль. Рабочие карманному профсоюзу, не доверяют. Они привыкли работать по схеме: вы там бумагу напишите, а мы поработаем. В итоге, все замыливают. Рабочие не доверяют начальником цехов, которые не доводят информацию с низов до руководства. Вот почему народ потребовал именно Спирина. Люди озвучили свои требования, обращение подписали сотни рабочих. Не эти семь человек, которых сегодня забрали в РОВД, остановили конвейер, и которых по закону нельзя рассматривать как зачинщиков. Неудовлетворенность заработными платами и требования — это выражение всего коллектива. Их не устраивает то, что идет дискриминация в зарплате труда. У «синеньких» — как называют тех, кто пришел на УАЗ через аутсорсинговую фирму — у них зарплата кратно выше. Но и те и другие выполняют одну и ту же работу. За труд равной ценности должна быть равная оплата труда. Чем тот же Спирин может это мотивировать? Тем, что они временно привлекаются? То у них должны быть те же зарплаты, что и у других, которые привлекаются через отдел кадров. Здесь просматривается явная дискриминация, поэтому людей всех взбесило и на уши поставило. Причем, подобная ситуация на УАЗе происходит не в первый раз. Аналогичные скандалы случались, когда сюда привозили рабочих с Владивостока. Наши ульяновские рабочие обучали их, они не разбирались ни в чем, но тем платили зарплату в разы выше. Плюсом, не оправдывает себя введенная система грейдов. Руководство предприятия и подотчетные им начальники цехов специально тормозят, не присваивая рабочим повышение категорий. В итоге, зарплаты «висят» на одном уровне. То, что случилось на УАЗе, это не была забастовка, это был стихийный всплеск недовольства. Просто вскрылся давно зревший нарыв.