Сб. Июл 27th, 2024

Вместо памятника комсомольцам-строителям УАПК — Ульяновск может получить «Алёнку»  

В то время как жители Нового города держали оборону против вырубки аллеи на Ленинского комсомола под видом благоустройства, ульяновские архитекторы на градостроительной комиссии в пух и прах аргументами разбивали уже утвержденные и расторгованные через госзакупки концепции благоустройства Аллеи Авиастроителей и сквера Языкова, зарубив реализацию обоих проектов. Первый, как выяснилось не только не соответствует Генплану и уничтожает зеленую зону. В конечном его итоге вместо памятника комсомольцам-строителям УАПК город может получить памятник «Алёнке».  Благоустройство сквера Языкова с архитектурной точки зрения вообще зашло в тупик. В итоге, город приостановил отротуаривание Аллеи Авиастроителей, а «Стройзаказчик» отправился перерисовывать картинки. Во что в конечном итоге выльется – покажет время, но повторения проектов с уродованием Театральной площади и извращением исторической памяти, как это случилось со входной группой в Парк Победы, этот город не выдержит.

Неделя противостояния активистов-защитников зеленой зоны на Ленинского комсомола с городскими властями от уничтожения прекрасной аллеи пока завершилась приостановкой каких-либо работ. Удивительным образом, «перекрасился» даже куратор проекта по закатыванию этой аллеи в брусчатку депутат Гордумы Крючков, еще буквально недавно агитировавший в ходе голосования именно за этот проект. Теперь он против, хотя в планах было «обрусчатить» аллею до победного конца в 2025 году.

Стоит предположить, что под натиском общественности в ближайшей перспективе вынужденно «перекрасятся» и другие политики. Ну, а минувшая градостроительная комиссия, пожалуй, впервые за последние несколько лет удивила. Прежде всего, тем, что к пусть небольшой, но профессиональной и активной ее части, наконец-то начали прислушиваться. Более того, каким-то удивительным образом в ее повестке дня вдруг оказалось обсуждение проектов, по которым все давно решено: за дизайн-картинки проголосовано, деньги получены и уже расторгованы. В итоге, для чиновников облправительства и города, ответственных за благоустройство обсуждение завершилось  реальным факапом. По скверу Языкова архитекторы сошлись во мнении, что это не благоустройство, а банальный распил бюджетных средств, с благоустройством аллеи на Ленкома ситуация оказалась еще хуже. В центре скандала оказалась не только вырубка зеленых насаждений в аллеи, которая официально включена в зеленый щит города.

Архитектор Дмитрий Нецветаев пытался выяснить, кто утверждал и согласовывал именно этот проект благоустройства аллеи, и кто, в целом определял и выбирал городские пространства для благоустройства…

— В итоге, так и не узнали, — говорит Дмитрий Нецветаев. — Якобы, это было все еще разработано в 2018 году, когда кем-то в для благоустройства было предложено 60 территорий, из которых выбрали 30. Причем, ни с градостроительной комиссией, ни с другими специалистами это ни разу не обсуждалось. Но реализовывать эту программу чиновники будут аж до 2030 года, так что, если всю эту вакханалию не остановить, впереди нас ждут очередные благоустроительные скандалы.

Архитектор Ирина Владимирова в буквальном смысле слова забила «гвоздь в крышку гроба» чиновникам, задав им вопрос, а кто-то из них вообще Генеральный план города? В зале повисла мертвая тишина. Оказалось, что никто из чиновников в Генплан и не заглядывал. Г-жа Тарасова, дирижировавшая градостроительной комиссией, и вовсе заявила, что там зелень и пустырь.

— По действующему Генплану там предусмотрена линия для трамвайного движения. А существующая зеленая зона в виде аллеи как по старому, так и по новому Генплану является 27-метровой шумозащитной зоной трамвайной линии, которая выходит через Верхнюю террасу, затем идет на Нижнюю, и далее на Президентский мост, так что благоустройство какое-либо там делать ни к чему, — говорит Ирина Владимирова.

По словам архитектора, аллея Авиастроителей не просто зеленая зона, а уже хорошо сформировавшийся парк, который нужно оставить в покое, перенеся все запланированные памятники и бюсты в сквер Антонова на Центральной аллее, не уничтожая деревья. Там они будут смотреться более гармонично, нежели на аллее Авиастроителей, где бюсты будут смотреть затылками, а монумент-памятник комсомольцам-строителям УАПК боком к проспекту Ленинского комсомола.

С памятником комсомольцам-строителям УАПК, новый вариант которого был представлен на обозрение, архитекторы вообще впали в шоковое состояние. Все понимали, что это откровенный плагиат того проекта памятника, который два года назад разработал известный ульяновский скульптор Олег Клюев, но новоиспеченные «скульпторы-кузнецы» из компании «Феникс», еще недавно по заказу делавшие кованые ворота с вокруг коттеджей богатых и знаменитых, «модернизировали» его на свой вкус так, что Ульяновск вместо комсомольцев-строителей грозит получить вторую нововоронежскую «Алёнку».  

По словам самого скульптора Олега Клюева, являющегося автором десятков памятников-монументов, ставших визитной карточкой в Ульяновске, среди которых памятник воинам-афганцам на площади 30-летия Победы, основателю Симбирска Богдану Хитрово, Александру Суворову, Петру и Февронии (в соавторстве с Николаем Анциферовым), обелиск «Ника — 50-летия Победы» у Дома связи, при создании памятника комсомольцам-строителям будущего «Авиастара» идея была проста: молодые, полные надежд люди, со своими мечтами и планами приехали вершить грандиозные дела – строить крупнейшее предприятие в СССР авиационной отрасли.

— Комсомольская стройка, ехали с надеждами, знали, что будут строить важный объект для всей страны и перед ними открывалась новая жизнь, — говорит Клюев. – По каким-то элементам представленный на градостроительной комиссии новый эскиз памятника вполне можно считать похожим на тот, что разрабатывал я, но сама композиция исчезла сама по себе в итоге. Идея потерялась, композиции нет, самодеятельность махровая…Мою композицию презентовали до мая 2023 года, а как появились деньги – перестали презентовать и показывать.  В современном времени, когда отсуствует художественный, экспертный советы, когда решения принимаются не понятно как – это уже не редкость. В итоге у них получилось скопировать, что поняли, поработали в компьютерной программе, благодаря которой можно «герою» волосы изменить, мебель расставить… Со скульптурой так не получится. Если же все-таки закажут и установят, боюсь предположить, это будет ужас. Правда, могу вам сказать, что и к ужасу тоже привыкаем.

Архитектор Олег Владимиров: История со скульптурой, сплагиаченной у Клюева, — это не просто скандал, это результат того, что город в благоустройстве и увековечении памяти привлекает специалистов без образования. В итоге, вместо памятника комсомольцам-строителям мы получим «Алёнку». Из чего собираются делать памятник – тоже пока не понятно, могут и из пластика. Я уже ничему не удивлюсь после того, как к его разработке привлекли специалистов без образования… Те перерисовали на компьютере и теперь с ней бегают, кричат, что она еще лучше стала. Причем, похоже, даже не особо заморачивались. Ощущение, что за основу, к примеру, для картинки строителей на фасад, данные новоявленные «кузнецы-скульпторы» взяли «Битву спартанцев», подработали ее в специальной программе, и спартанцев сделали комсомольцами-строителями. На самом деле, ситуация просто вопиющая: город превращают в ширпотреб и «жвачку», и это никого не смущает. Как превратили в ширпотреб территорию перед Ульяновским областным драматическим театром, улицу Федерации, развешав там китов и понаставив белок с лосями…

Для непрофессионалов известный ульяновский скульптор Игорь Смиркин разложил ситуацию с памятником как по нотам:

— В наше время многое перевернулось, потеряв при этом логику и разумность. На вышеупомянутом градосовете я выразил неприятие  предложенного форэскиза монументального памятника авиастроителям на бульваре Ленинского Комсомола.

Начну, пожалуй, с истории появления проблемы. В свое время (при СССР) заказ на создание памятника поступал в Художественный Фонд при СХ СССР и курировался художественным советом (ХС). ХС состоял из членов СХ СССР 2\3, доказавших своим творчеством профессиональную состоятельность. Создание монумента несло политический характер, с широким общественным резонансом. Именно СХ СССР занималось разработкой проекта, реализацией и воплощением произведения в жизнь. Вы спросите почему? Отвечу, что художник потративший на образование около 15 лет, а потом в течении всей жизни подтверждающий творческой деятельностью свою квалификацию, может легко отличить дешевую поделку от произведения благодаря постоянной работе с образным восприятием.

Меня поразило обилие хвалебных публикаций от представителей власти после установки бездарного изделия под названием «часы» на Венце. Оказывается, они не увидели что это кич, дешёвая имитация. Есть такое выражение, что слово убивает, я бы добавил: любое некомпетентное действие насыщенное негативом убивает! И это уже серьёзно опасно, потому что мы вторгаемся в область психологии восприятия соц пространства!

Я привожу этот пример для того, чтобы было понятны мои доводы. Если вы не увидели разницы, далее можете не читать. Перейдём к сути проблемы.

Начну с места размещения: бульвар на пр. Ленинского комсомола. Думаю, не надо объяснять назначение объекта, его функционал. Такие объекты как парк, сквер, бульвар, аллея, кроме градостроительного значения являются зоной психологической разгрузки, излишняя политизация  навряд ли даст положительный эффект! По этому, как правило эти объекты насыщаются объектами паркового или декоративного жанра. К тому же вид изо искусства «Скульптура» подразделятся на жанры: «Монументальная»; «парковая скульптура»; «декоративная» и др. Предложенный эскиз памятника «молодым строителям Авиационно-промышленного комплекса» по всем критериям относится к жанру «Монументальная скульптура».  Что в свою очередь требует пространства диаметром в 82 м (исходя из проектных параметров, правило 7 диагоналей), но никак не 40х13м. Т.е. оголяется 40 м защитного зелёного насаждения, чтобы просматривались боковые фасады памятника. Я не хочу сказать, что бульвар или аллея не является объектом установки монументального произведения. Практика показывает, установка в истоке или исходе полотна бульвара, аллеи, с обязательной организацией пространства для проведения ритуальных мероприятий (а это часть создания монумента) довольно хорошо вписывается в арх.среду. Даже в Ульяновске имеется пример хорошего размещения монумента (памятник Хо-Ши-Мину), не затрагивающего зону зеленного насаждения, бюст Полбину на бульваре, памятник Яковлеву на ул. 12 сентября, памятник В. Леонтьевой.

Ещё более напрягает предложение разместить  бюсты руководителям строительства, на которые будут любоваться мамаши с колясками и детвора, вместо интерактивных игровых комплексов и забавных декоративных объемов.

Теперь хочу сжато пояснить, что же такое жанр «Монументальная скульптура». В первую очередь это идеологический комплекс воздействия на общественное сознание и сознание субъекта (по этому Худ. фонд был ликвидирован в первую очередь 1992г., не без  помощи консультантов из США):

 1. Это идейно-филосовская концепция в области пропаганды,

2. Само монументальное произведение зрительно закрепляющее воплощение идеологии,

3. Площадка или площадь для проведения массовых культурно-просветительских мероприятий (ритуальность).

Это основные три кита, на которых держится монумент. Да, создание монументального произведения дорогое удовольствие и находится на стыке политики, архитектуры, культуры, истории и изобразительного искусства. Кто-то спросит меня, нужен ли памятник строителям авиапрома? Я отвечу да! По многим причинам: главная из них это практически строительство города! В этом плане я поддерживаю инициативу Рябиничева В.М. — председателя Ульяновского регионального Совета Общероссийской организации содействия воспитанию. Памятник должен быть и напоминать жителям и молодежи о тех, кто строил город, в котором они живут. Но только не на аллеи! Место размещения очень важная часть монументального памятника. Например, у нас в городе есть монумент,  который ни как не задействован в архитектурной и культурной среде — «Памятник мостостроителям», выполненный К. Саркисовым (хорошая, добротная академическая пластика), вот только, чтобы посмотреть его, надо спуститься с Парка юности, а потом ползти в гору «до инфаркта». Того, что можно увидеть с транспорта, секунды. Этот монумент вполне мог заменить билборд «Слава Строителям», а ведь были потрачены средства немалые!

               Теперь вернёмся к эскизам, предложенным ООО «Феникс» и скульптором О. Клюевым. Налицо факт плагиата со стороны ООО «Феникс», причем с огромными ошибками в трактовке композиционного решения 2-х фигурной композиции. О недостатках хорошо высказался О. Клюев, подробно проанализировав эскиз ООО «Феникс». ….Это памятник рабочей одежде. Фигуры композиционно не связаны, под одеждами нет человека, это хорошо видно с боковых фасадов и выходит костюм, а сверху приделаны головы. Рельефы высота 1м.  Размеры изображений и текста будут очень мелкие….

Когда я учился в училище, а потом в институте, у нас было еженедельное задание на разработку тематической композиции (у архитекторов клаузура). Преподаватель неудачное решение называл г….ом и советовал показывать маме или бабушке, далёким от искусства (маме дескать всё понравиться), а потом шёл подробный анализ ошибок. Какое же изумление вызвало у меня заключительное слово профессионального архитектора, что всё очень хорошо, молодцы ребята, т.е. мнение и критика скульпторов пролетело мимо. Смею заметить, что на совещании присутствовали 2 квалифицированных скульптора из 3-х проживающих в нашем регионе! И это произошло на крупном областном совещании.

Теперь о подаче эскизов. Если подача эскиза со стороны Олега Клюева выполнена традиционно с лепной композицией, подразумевающей дальнейшую работу и правку в рабочей модели, потом в глине, далее в натуральную величину произведения, что позволяет внести поправки на каждом этапе до перевода в бронзу.

Предложенные картинки ООО «Феникс» выполнены в программе ZBrush, это всего лишь  3D — графический редактор, работающий в 3-х мерном цифровом пространстве, кроме хорошей, реалистичной картинки для проекта, смысла в программе нет. Дело в том, что эта картинка является окончательной и передается на 3D — принтер. С появлением 3D — принтеров их стали использовать для изготовления объёмов декоративного жанра. Но только у нас в Ульяновске (где профессиональные скульптора не имеют работы в течении десяток лет) стали использовать в жанре монументала. Хотя расставленные по городу фигуративные пластмассовые изделия с характерными дибильными лицами давно вызывают раздражение. Как пример могу привести памятник МЧС на ул. Карла Маркса.

Теперь постараюсь объяснить слова скульптора Клюева., — «…. Это памятник рабочей одежде». В классической подготовке скульптора есть этап работы со складками (это целая школа), по условиям создания монумента, складки рассчитываются и подчёркивают анатомию здорового человека. Если бы эти персонажи были бы живые: девушке посоветовал бы срочно к маммологу и к хирургу, у парня с ногами и руками — « ж…па». Вся композиция решена дилетантом, не имеющим понятие о скульптурной пластике.

Теперь о процедуре Градосовета: в регламенте, кроме ФИО, обозначены квалификации и профессии и т.д. И если в документе заявлена квалификация подложная? То цена этому собранию? Мало того, и в концепции, в графе квалификаций обозначен подлог. Потому что квалификация – скульптор, это не самоназвание увлечения, а присвоенная специальность государственной комиссией.