Ср. Дек 11th, 2024

Слияния и поглощения: «Россети Волга» забирает электросетевой рынок Ульяновской области и имеет виды на «УльГЭС»

Федеральная компания «Россети» готовится к функционированию в регионах в статусе системообразующей территориальной электросетевой организации (СТСО). Электросетевой рынок Ульяновской области уже с 1 января 2025 года ждет масштабнейшие изменения. «Аппетиты» у федерального монополиста, глобальные: забрать под контроль практически все сетевое хозяйство области, включая такое стратегически важное в жизнедеятельности областного центра предприятие, как МУП «УльГЭС». О слияниях и поглощениях, а также перспективах развития электросетевого рынка – в материале Ulnovosti.ru.

Ulnovosti.ru еще год тому назад писали о готовящемся масштабном переделе на региональном рынке электроэнергетики. 17 июля 2024 года в ФЗ-№185 «Об электроэнергетике» были внесены соответствующие поправки, согласно которым в каждом регионе должна быть утверждена СТСО, которая получит ряд привилегий. Включая, передачу в управление бесхозных или находящихся в аренде сетей, договоры по последним должны быть муниципалитетами расторгнуты, а все электросетевое муниципальное хозяйство передано в СТСО. Таким образом, с 1 января 2025 вся электросетевая инфраструктура в стране фактически окажется в безвозмездном пользовании у «Россетей», 51% акций которых находится в руках государства, а к концу 2025 года государственную долю в компании-монополисте планируется довести до 75%.    

Ульяновские сетевые компании в регионах начали готовиться к глобальной консолидации сетей как минимум пару лет назад, когда стало известно о предстоящей реформе. Кроме СТСО на рынке к 2025 году имеют право остаться лишь Территориальные сетевые организации (ТСО),  в собственности у которых не менее 300 км. сетей и 150 МВА мощности. Остальные – неэффективные ТСО – должны уйти с этого рынка. И это правильно. Другое дело, как и какими методами, вся эта реформа происходит в Ульяновской области.

На сегодняшний день из примерно 35 мелких ульяновских сетевых компаний уже осталось порядка девяти. Мелкие фирмешки, работающие на этом рынке, прекрасно осознавая, что статус ТСО им не светит, пытаясь урвать последний куш, начали еще с 2023 года просто вымывать деньги, полученные в виде тарифа путем скупки недвижимости, уводя тем самым компанию в минус и «забив» на исполнение инвестиционной программы. К таковым вполне можно отнести тот же димитровградский «Энергомодуль», купленный находящимся ныне в СИЗО за мошенничество Спартаком Ефимовы в начале 2023 у семьи Морозова за сумму примерно в 100 млн. рублей, но уже к концу того же года ушедшего в огромные долги перед «котлодержателем» и потерявшего статус сетевой. Уведя один «Энергомодуль» в минус – тут же создали новый «Энергомодуль», только с новым ИНН. Сегодня под этот «саплевско-эделевский» сетевой кооператив слились ранее контролируемые все тем же Спартаком Ефимовым мелкие сетевые компании, которые уже в 2025 году должны были прекратить свое существование, передав все имущество в пользу СТСО. Речь идет об ООО «Инза-Сервис», валитовско-чепухинский УВКС, «ЭкоСеть». Несмотря на то, что, по имеющейся информации, в консолидированной собственности у «Энергомодуля» набирается примерно лишь 135 МВА мощности, до 150-ти МВА и получения статуса ТСО помогут дотянуть отдельные коррумпированные чиновники в облправительстве. Заключенный в СИЗО Эдель, делящий нары с саплевским финансистом Ефимовым все также в теме, грезят о создании ТСО и строят планы на захват части сетей арестованного Игнатьева.

Судя по действиям «Россетей» не только в Ульяновской области, но и других регионах, масштабные. В Ульяновской области планы забрать под себя не только сетевое муниципальное хозяйство, находящееся в аренде, но и хапнуть собственность у крупных сетевиков, имеющих статус ТСО. Методы разные: одних закатать через уголовку, как то сегодня можно наблюдать происходящее вокруг компаний, имеющих статус ТСО: «Энергохолдинг», ОЭС, Энергопромгрупп, Магистраль. И это несмотря на то, что Россети не могут по уголовному делу быть пострадавшими априори: потому что они получают ровно тот НВВ, который им установили в агентстве и соответственно оплачивают сетевым смежным услугу по передаче электроэнергии по тому тарифу, который им установило опять же агентство. Другие несогласные, глядя на то, как «закатывают» первых, сами подвинутся в ценнике и отдадутся по дешевке. Как, к примеру, мощнейшее ООО «Авиастар-ОПЭ», имеющее статус ТСО и территориально ведущая свою деятельность во всем Заволжье Ульяновска, обслуживающее сети такого гиганта, как «Авиастар» и всех предприятий промзоны. Есть информация, что «аппетиты» по выкупу сетевой компании известного ульяновского бизнесмена Мякоткина появились у «Россетей», но последние готовятся забрать имущество по цене в два раз дешевле: примерно за 600-700 млн. рублей, в то время как экспертная оценка «Авиастар-ОПЭ» — в районе 1 млрд. 400 миллионов.  

На сегодняшний день ульяновский филиал ПАО «Россети Волга» ведет агрессивную политику по поглощению сетевых компаний, не имеющую ничего общего со здоровой конкуренцией и поправками в закон №185 от 13.07.2024г. «Об электроэнергетике» и создании СТСО подтверждают и цифры регионального УФАС. Если в 1 полугодии 2023 года жалоб на ПАО «Россети Волга» в УФАС не поступало, то за 1 полугодие 2024 года – на сетевую организацию поступило свыше 10 жалоб. За 7 месяцев текущего года УФАС оштрафовало ПАО «Россети Волга» на 1,6 млн рублей.

Отдельной скандальной темой в переделе регионального электросетевого «пирога» является МУП «УльГЭС», забрать который под себя давно в планах компании-монополиста. И тут дагестанские корни из «Россети Северный Кавказ» словно щупальца проросли в Ульяновскую область. Хочется верить, что просто так сошлись звезды: топ-менеджмент ПАО «Россети Волга», контролирующий ульяновский филиал и располагается в Саратове, в основном представлен ставленниками из Краснодара, который ранее работал в «Россети-Северный Кавказ». Через помощника губернатора Русских – бывшего члена комитета Госдумы по энергетике Абдулгамида Эмиргамзаева, родной брат которого Даир Эмиргамзаев до недавнего времени был одним из топ-менеджеров «Дагэнерго», являющегося филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ», притащил в «УльГЭС» еще одного «птенца» все той же компании-монополиста Гитинасулова. О том, какие «профи» работали в Дагэнерго и масштабной спецоперации ФСБ по декриминализации «Дагэнерго -«Россети Северный Кавказ» можете прочитать здесь. Как говорят компетентные источники, если бы не посадка в СИЗО данного супер-профессионала в сфере электроэнергетики – ликвидация и слив МУПа «Россетям» случился гораздо бы раньше.

Как стало известно Ulnovоsti.ru, вчера в кабинете губернатора Русских состоялась очередная встреча с генеральным директором ПАО «Россети Волга» Александром Гавриловым по вопросу определения ульяновскому филиалу статуса системообразующей территориальной сетевой организации (СТСО). Встреча нигде не афишировалась. Известно лишь, что отдельным вопросом значилась передача Россетям имущества МУП «УльГЭС».

Меж тем, ситуация с передачей МУПовского имущества – более чем скандальная и, мягко говоря, противоречит не только антимонопольному законодательству, но и все тем же новым поправкам в Закон «Об электроэнергетике» и разработанному к ним Порядку передачи в безвозмездное владение и пользование СТСО или ТСО объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субьектов РФ или муниципальных образований. Последний определяется Постановлением Правительства РФ. В нем черным по белому написано, какие объекты могут передаваться, а какие запрещено.

Итак, НЕ ПОДЛЕЖАТ передаче в безвозмездное владение и пользование СТСО объекты, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления унитарным (в том числе казенным) предприятиям или учреждениям, в отношении которых существуют установленные законом или договором ограничения и (или) обременения. При этом, если указанные предприятия соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения к территориальным сетевым организациям, в отношении принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объектов с обременениями в порядке, установленном Правительством РФ, заключается договор (соглашение) о порядке ликвидации на основании решений штаба по обеспечению безопасности электроснабжения последствий аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства, а также об использовании таких объектов, в случае несоответствия их владельца критериям отнесения к ТСО, для оказания услуг по передаче электрической энергии или технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

Таким образом, передача МУП «УльГЭС» системообразующей территориальной организации, а в нашем случае – ПАО «Россети Волга», НЕ соответствует всем вышеперечисленным критериям по следующим причинам:

  1. Все объекты сетевого у МУП «УльГЭС» хозяйства находятся на праве хозяйственного ведения, а это значит, что уже не подлежат передаче СТСО
  2. МУП «УльГЭС» полностью соответствует статусу Территориальной сетевой организации и будет ему соответствовать и в 2025 году.

 3. У «УльГЭСа» есть обременение – судебными приставами наложен арест на объекты электросетевого хозяйства и любая его передача в управление СТСО вызовет скандал среди кредиторов. Вплоть до возбуждения уголовного дела. Более того, кредиторы имеют полное право выйти в суды, привлечь город к субсидиарной ответственности, и тогда арест счетов мэрии не заставит себя ждать.

4. Передаваться в СТСО должны непрофильные объекты электросетевого хозяйства. МУП «УльГЭС» сам является поставщиком электроэнергии, у которого это профильный вид деятельности, соответственно по данному критерию также не подпадает под передачу СТСО.

И, кстати, с чем связана такая, противоречащая антимонопольному законодательству, передача имущества МУП «УльГЭС» именно Россетям, а не любой другой компании, имеющей статус ТСО? В положении четко прописано: передаются в СТСО или ИНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, а таких организаций в Ульяновске достаточно.

По имеющейся информации, вчерашняя кулуарная встреча Русских с Гавриловым по вопросу передачи имущества «УльГЭСа» пока закончилась ничем. Мнение мэра Болдакина — «Да забирайте хоть Кемскую волость». Против передачи МУПа высказалась лишь руководитель Агентства по регулированию цен и тарифов Галина Добровольская, Русских пока взял паузу.

Из 6 млрд рублей, выделяемых в Ульяновской области сетевым компаниям на обслуживание и модернизацию сетей, примерно 4 млрд. рублей уходят в ПАО «Россети Волга». Примерно 2 млрд. рублей распределяются региональным Агентством по ценам и тарифам среди всех остальных сетевых организаций. В Татарстане и Чувашии власти решили создать свои республиканские СТСО с тем, чтобы деньги оставались в регионах. Каким будет итог реформ в Ульяновской области постфактум передачи функций СТСО «Россетям-Волга», сегодня никто предугадать не может. Останутся ли деньги в регионе и будут ли направлены в полном объеме на модернизацию электросетевого хозяйства, а не уйдут куда-нибудь в Саратов на кормление топ-менеджмента? Ответа на данные вопросы нет. Равно как и на вопрос, а не разорятся ли вполне рентабельные и успешные игроки в сфере электроэнергетики на этом рынке: известно, что оплату по договорам с потребителями будет осуществлять только СТСО, и здесь все ТСО окажутся у первого в зависимости. Более того, нет уверенности и в том, что СТСО будет качественно справляться со своими обязанностями. «Россети Волга», по нашим данным, в Ульяновской области и без увеличения активов сталкивается с дефицитом квалифицированного электротехнического персонала.

фото bloknot.ru