Пт. Ноя 7th, 2025

Ульяновской области подложили «энергетическую «бомбу». Кто ответит за предстоящую катастрофу?

Консолидация электросетевого хозяйства Ульяновской области под «Россети», получившей статус СТСО стало ничем иным, как масштабным переделом на рынке электроэнергетики. Желание Россетей хапнуть все электросетевое хозяйство Ульяновской области, находящееся в частной собственности на халяву, понятно, но противозаконно. Но когда закон был преградой для монополистов. С учетом того, что на их стороне власть, способствующая этому переделу. В Правительстве Ульяновской области — это чиновники регионального агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области во главе с Галиной Добровольской. Открыто играют на стороне Россетей, кошмаря частный бизнес. Довели уже не одну сетевую компанию до разорения. По причине утверждения заниженной необходимой валовой выручки, сетевые компании вынуждены сокращать расходы на обслуживание электросетевого хозяйства, ради элементарного выживания.

Сначала довели до предбанкротного состояния МУП «УльГЭС», из года в год недодавая положенную по закону необходимую валовую выручку, при этом кормили полной ложкой незаконно димитровградский «Энергомодуль» экс-губернатора Морозова. В этом году в угоду «Россетей» урезали выручку частным сетевым компаниям так, что последним, чтобы выжить пришлось урезаться в расходах. Но прежде всего, под сокращение попал обслуживающий сети персонал.

К примеру, в «Ульяновской сетевой компании» руководство вынужденно было сократило порядка 200 человек из более 500 специалистов. Таким штатом не возможно стало не только производить запланированные инвестиционные программы на сетях, но и просто содержать сети в нормальном состоянии, производя на них плановые ремонтные компании. Случись авария или зимний катаклизм – районы сутками будут сидеть без электричества и замерзать, весь частный сектор без электричества останется без отопления. Количество таких муниципальных образований, обслуживаемых Ульяновской сетевой компанией – 20. Спросите у жителей Барышского, Новоспасского, Майнского, Ульяновского и других районов… Подготовка электросетевого комплекса к зиме – критическая. Здесь даже сами сетевики запасаются генераторами в опасении зимних катаклизмов.

Если кто-то надеется, что все эти сокращенные электрики, электромонтеры и другие специалисты перебежали искать лучшей жизни в «Россети», — глубоко заблуждаются. Отсюда специалисты тоже продолжают бежать по причине низких зарплат, несмотря на то, что в этом году ведомство г-жи Добровольской утвердило Россетям в Ульяновске  более 4 млрд. рублей необходимой валовой выручки. Вакантных ставок только по электромонтерам в ульяновском филиале «Россетей» – 197 единиц, а то качество, с которым компания обслуживает электросетевое хозяйство в регионе, не дотягивает до статуса СТСО. Ежедневно на сетях «Россетей» фиксируется самое большое количество аварий, в то время как на находящихся в частной собственности они единичны. Спросите жителей Старой Майны, кричащих уже в голос на всю область о практически ежедневных перебоях с электроэнергией, посмотрите статистику аварийных ситуаций и все станет очевидным.

Пока Агентство откровенно побоялось взять на себя ответственность и не включить МУП «УльГЭС» в Реестр предприятий, утративших статус территориальной сетевой организации, но это лишь временно, до 2026 года когда пройдут выборы главы региона. «Россети». При этом, по заказу «Россетей», без оглядки на закон и катастрофические последствия, г-жа Добровольская своим решением лишила этого статуса две крупнейших энергосетевых компании Ульяновской области. ООО «Объединенные электрические сети» и «Энергопромгрупп» не вошли в Реестр территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на 2026 год, а значит, будут не зарегулированы, не получат НВВ. Своим решением г-жа Добровольская вопреки существующему законодательству решила передать все частное электросетевое хозяйство на обслуживание в «Россети». Хороший такой жирный кусок, в виде отремонтированных сетей и подстанций на сумму более миллиарда рублей. Сети, куда можно даже не вкладываться деньгами, а просто качать бабки, отмывать и увозить в Саратов, Москву, оплачивать избирательную кампанию губернатора Русских через откаты…. Да мало ли куда. Однако в этой ситуации есть много НО.

То, что уголовное дело имеет заказной характер, а главной его целью было отжать бизнес у Игнатьева в пользу «Россетей» – секрет Полишинеля. Спросите у любого сетевика, и каждый вам это подтвердит. Ни следствие, ни сами Россети за полтора года не смогли доказать или хоть как-то обосновать озвученную сумму нанесенного ущерба, так что суды обещают быть весьма интересными, с громкими фамилиями и разоблачениями. Все элементарное на самом деле просто, главная подоплека уголовного дела — лишить компании Игнатьева статуса ТСО в 2026 году с последующей и окончательной передачей федеральному энергомонополисту на халяву. А поскольку специалистов с приходом Добровольской в Агентстве по регулированию цен и тарифов не осталось, а сама она в этом не разбирается, лишь исполняя указания сверху, то и приказы ее отменяются один за другим то в ФАС России, то судами. Но главное, — она абсолютно не понимает, к чему ведут принятые ей решения.

Перспективы просто катастрофичны. Причем, для всего электросетевого хозяйства, населения в целом. Не говоря уже об интересах частного бизнеса. К примеру, ООО «Объединенные электрические сети» (ОЭС), которые г-жа Добровольская своим решением лишила статуса ТСО в 2026 году. В собственности ОЭС на территории региона трансформаторные подстанции, суммарной мощностью трансформаторов емкостью более 210 МВРА, из которых в собственности порядка 155 МВА, остальные – в аренде. Собственных линий электропередач – более 325 км из 570, что обслуживает компания. От объектов электрических сетей, принадлежащих ООО «ОЭС» на законном основании, осуществляется электроснабжение крупнейших промышленных и градобразующих предприятий г. Ульяновска, г. Новоульяновска, Инзы и других муниципальных образований Ульяновской области. К объектам «ОЭС» подключены такие предприятия, как «Ульяновскцемент», ПАО «Сбербанк России», ПАО «Т Плюс», «Легран», Вис-Мос, Ульяновский приборо-ремонтный завод, ЖБИ-1, КПД-1, Ульяновский областной водоканал, Тереньгульский ГОК, объекты социальной сферы, включая больницы, школы, детсады, ВУЗы… В Ульяновском районе, ко всему прочему, водозабор, скважина, КНС… Через объекты электроснабжения «ОЭС» электричество доходит в жилые районы Ульяновской области с численностью населения более 100 тыс. человек.

У другой компании —  «Энергопром Групп» — лишившейся статуса ТСО в 2026 году легким росчерком пера г-жи Добровольской, на праве собственности находятся трансформаторные подстанции суммарной мощностью трансформаторов более 243 МВА, линии электропередач, протяженностью порядка 500 км. На электросетевое хозяйство компании запитаны заводы «УАЗ», Ульяновский моторный завод, ПАО Ил-Авиастар, «ПОЭЗ Ульяновск», Ульяновский механический завод, выполняющие в том числе заказы Минобороны. А еще огромная по своим масштабам соцсфера.

Сами «Россети» со своими проблемами, острой нехваткой кадров и постоянными  авариями на собственном электросетевом комплексе явно не потянут обслуживание порядка тысячи километров сетей. Даже в случае если решат передадть на обслуживание все тому же ефимовско-саплевскому «Энергомодулю», сотрудничество с которым в Саратовском головном филиале «Россетей» по-дружески рекомендовано губернатором Русских. Но руководитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области г-жа Добровольская тонкостей и реального состояния в энергетическом комплексе региона не знает. Для чего вникать в километры, мегаватты, просчитывать риски, рассматривая перспективы… Не подумала, что под массовое сокращение в «ОЭС» попадут сразу более 100 сотрудников. Еще более 200 работников — в «Энергопром Групп». Итого – более 300 высококвалифицированных кадров. За каждым – семья, дети, кредиты… Будем реалистами: вряд ли хоть один из сотрудников предприятия кинется на зарплату в 25-35 тыс. рублей и перейдет на работу в «Россети». Отсюда в поисках лучшего заработка разбегаются собственные кадры.

Перспектива ситуации, которую спровоцировала своим решением Галина Добровольская, просматривается на раз-два: отсутствие обслуживающего персонала окажет влияние на бесперебойное энергоснабжение населения и производственных предприятий, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, что в первую очередь негативно скажется на социальной напряженности потребителей Ульяновской области. Причем, тревогу вызывает тот факт, что происходит это аккурат под новый отопсезон, когда любые манипуляции с энергоснабжением могут быть даже не чувствительны, а катастрофичны. А поскольку все эти риски – не поле ответственности г-жи Добровольской, то ее это ничуть и не волнует.

В своем решении о не включении двух крупнейших региональных сетевых компании — «ОЭС» и «Энергопром Групп» руководитель Агентства по ценам и тарифам Ульяновской области обосновала якобы причиной предоставления в материалы тарифного дела на 2026 год недостоверной информации об имуществе, принадлежащем ООО «ОЭС», которое последнее предъявило для регулирования. По мнению чиновницы, имущество, приобретенное ООО «ОЭС», находится в аресте и в отношение него установлен запрет на совершение регистрационных действий. Но, на минуточку: у того же МУП «УльГЭС» в аресте также находится практически все электросетевое имущество, что не помешало Агентству по регулированию цен и тарифов дать статус ТСО. И, во-вторых, «ОЭС» как юрлицо не является участником уголовного судопроизводства, ООО «ОЭС» как собственник имущества не являлось участником судебного разбирательства по уголовному делу при возможном рассмотрении судом вопроса о наложении ареста на то или иное имущество. Более того, для регулирования на 2026 год представило в Агентство перечень имущества для регулирования со всеми выписками из ЕГРН о зарегистрированном ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, договорами купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, бухгалтерскими документами.  А это значит, что имущество не подлежит передаче СТСО, а его объемы полностью соответствуют статусу Территориальной сетевой организации. Таким образом, у г-жи Добровольской нет оснований и механизмов передавать объекты электросетевого хозяйства в ПАО «Россети Волга». И как бы это было не смешно, но в том числе в связи с наложенным на него арестом. При этом, лишив «ОЭС» и «Энергопром Групп» статуса ТСО, а вместе с ним и тарифных денег, чиновница Добровольская сделала так, что обслуживать более 200-тысячное население в муниципалитетах области, включая Ульяновск, а также сотни крупных промышленных предприятий будет попросту некому и на что. Тут никаких украинских диверсантов не надо, отдельные чиновники облправительства во главе с губернатором Русских и чиновницей Добровольской, лоббируя интересы «Россетей», своими руками заложили «энергетическую бомбу».

Если вспомнить, то закон о консолидации сетей и передача их в «Россети» задумывался для принятия на баланс в первую очередь бесхозных сетей. Но в итоге в Ульяновской области превратился в очередной передел собственности, с изъятием коммуникаций, находящихся в хорошем состоянии, и передачей их тому, кто будет оказывать те же услуги, но дороже.