Вс. Дек 8th, 2024

Ансамбль загородной помещичьей усадьбы Афанасьева в Скугареевке приговорили к уничтожению

В Ульяновской области по пальцам можно сосчитать более-менее сохранившиеся барские усадьбы, за каждой из которых закрепили статус памятника культурного наследия. Но если от той же усадьбы Языкова в Карсунском районе после пожара в 1922 году сохранилось лишь подвальное помещение, то, к примеру, в той же Тереньге все последние 16 лет губернаторства Морозова погибает настоящая «жемчужина» исторического наследия – знаменитая усадьба Перси-Френч. Еще в 30-ти километрах отсюда – в Скугареевке – окончательно приговорили к уничтожению уникальную усадьбу Афанасьева, в которой вплоть до 2013 года располагалось ПТУ №23.

Все три вышеупомянутых усадьбы сразу после революции были переданы большевиками под создание в них ремесленных училищ и общеобразовательных учреждений. В них наряду с местными деревенскими детьми жили и обучались грамоте и бывшие беспризорники, поскольку задача повышения образовательного и культурного уровня широких слоев населения в Советской России была поставлена на высший уровень приоритетов. В усадьбе Языкова школа просуществовала вплоть до пожара в 1922 году. Усадьба Перси-Френч в Тереньге была в распоряжении местных детей вплоть до 2004 года, когда учащихся перевели в другое здание, а этому якобы начали искать собственника. Проще говоря, бросили объект культурного наследия на произвол судьбы, время от времени вспоминая, что где-то там в Тереньге существует роскошная барская усадьба. Лет через пять ее вряд ли будет вообще возможно восстановить.

Судя по всему, аналогичная судьба приготовлена губернатором Морозовым и его заместителем г-жой Убой еще одному памятнику – Ансамблю загородной помещичьей усадьбы Афанасьева в Скугареевке, ибо именно под их пламенные речи о модернизации и инновациях располагающегося здесь ПУ №23 произошло уничтожение учебного заведения в 2013 году. Это было одно из первых ремесленных училищ, организованных сразу после революции на территории Симбирской губернии. До революции загородная усадьба принадлежала председателю Симбирской уездной земской управы и Городскому голове Леониду Ивановичу Афанасьеву.

Усадьба постройки конца XIX — нач. ХХ веков включает в себя дом господский, главный корпус (манеж) конного завода,  хозяйственный корпус (конюшня), парадные ворота (башня у въезда па территорию усадьбы), городской парк, поставленный на государственную охрану Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. №959-р.

Все это после революции превратилось в комплекс зданий ремесленного училища, которое уже к 60-70-ым годам прошлого века стало серьезной базой для обучения здесь выпускников школ и сирот из детских домов целому ряду востребованных для народного хозяйства страны профессий. Вплоть до 2000-ых ежегодный набор учащихся в ПУ №23 составлял не менее 300 человек, для которых здесь было организовано общежитие, работала столовая… Коллектив педагогов насчитывал порядка 60 человек из числа местных жителей, которые после его закрытия остались без работы. Обучение в ПУ №23 проводилось по целому ряду самых востребованных профессий. Причем, даже сейчас специалистов с такими знаниями днем с огнем не сыщешь.

Здесь учили на поваров-кондитеров, для обучения которых в ПУ имелась вся необходимая технологическая база, включая свою пекарню со столовой. Обучали на портных и швей. В мастерских училища стояли токарные и фрезерные станки, где получали профессиональные навыки будущие  механизаторы, сварщики, слесари. База училища в советское время состояла из целого автопарка комбайнов, тракторов, косилок и иной техники. А еще в собственности ПУ было аж 160 га пахотных земель, на которой, собственно говоря, и проходили практику будущие механизаторы и комбайнеры. Здесь же, в ПУ можно было получить такую редкую на сегодняшний день профессию, как мастер по лесному хозяйству. Практику проходили в местном Тереньгульском лесничестве. В качестве допобразования – водительские права практически всех категорий, которые здесь получали не только учащиеся ПУ, но и жители всего района.    

К 2010-му количество специальностей, по которым в ПУ №23 проводилось обучение, сократилось. И не только в связи с  тем, что рабочие профессии стали не перспективными, и выпускники подались в менеджеры. Нет. Просто с уничтожением производства и сельского хозяйства государству профессиональные рабочие руки оказались не нужны. Последний набор в ПУ №23 в 2013 году составил всего 70 человек, что собственно говоря, и стало предлогом для министра образования Екатерины Убы в качестве причины его закрытия.

Местные жители тогда забили тревогу, обратились в ОНФ, активисты которого выезжали на место и искренне были удивлены закрытием такого нужного для региона училища. Потребовав остановить его оптимизацию. После ОНФ приехал губернатор Морозов с Убой, осмотрев хозяйство училища и саму усадьбу – довольно солидный комплекс, расположенный на 19 гектарах, с парком, прудом, учебным корпусом, общежитием на 100 мест, мастерскими — нарисовали просто фантастические планы перспектив ее развития. «Переобулись», как говорится, на лету:

Губернатор Морозов тогда заявил о необходимости сохранения рабочих мест для сотрудников училища, которых на тот момент насчитывалось более 30 человек.

 «Стационарный лагерь – это первый этап  реализации инновационного проекта городского управления образования по созданию центра на  базе профессионального училища №23 села Скугареевка, — заявила министр образования региона Екатерина Уба. — В здании, где сейчас находится училище, в селе Скугареевка, будет работать круглогодичный центр инновационного творчества и профессиональной ориентации детей и молодежи. Занятия в этом центре будут вестись одновременно по нескольким направлениям: аграрно-экологическому, научно-техническому и культурологическому, а также будут проходить спортивно-оздоровительные занятия».

Как это бывало тысячу раз слова губернатора Морозова ушли как пар в свисток. Под шумок превращения профтехучилища в супер-инновационный центр вывезли все оборудование, технику… Не известна судьба 160 га земель. Бывшие сотрудники училища оказались безработными, а уникальный комплекс дворянской усадьбы, жизнь в котором с прошлого века поддерживалась лишь благодаря находившемуся в нем училищу и детям – опустел. Три недели назад в нем и вовсе отключили отопление.

Стоит ли говорить о том, какие катастрофические перспективы ждут историческое здание уже по весне? Грибок и плесень съест стены и все находящееся внутри в считанные месяцы, а и без того не видевшие капитальный ремонт и реконструкцию здания начнут разваливаться. За зиму здесь заморозится и полопается вся коммунальная инфраструктура, включая канализацию и водопровод. А нужно – всего ничего: каких-то тысяч 50-60 на отопление хотя бы для того, чтобы суметь сохранить уникальный памятник культурного наследия.

При грамотном подходе этот ансамбль загородной помещичьей усадьбы можно было превратить не только в отличный профессиональный образовательный центр для детей и молодежи, в мастерских которого можно было бы организовать и гончарную, и кузнечный цех, которые там, кстати, в свое время имелись. Не хотите образовательный центр – создайте уникальный туристический комплекс с музеем, рестораном, гостиницей, конюшней, возможностями прогулки на лошадях и ипотерапией. С возможностью получить мастер-классы в гончарной или кожевенной мастерской… Поле для деятельности – просто огромное. Благо, здесь сохранилась прекрасная столовая. в барском доме – вполне пригодное для реконструкции под гостиницу общежитие. Рядом – лес, речка, прекрасная природа. А главное – недалеко от областного центра.  

Фантастика.  Но это не при нынешней региональной власти. Которая сначала развалила прекрасное училище, затем не построила образовательный центр, а теперь под шумок решила вообще окончательно убить памятник культурного наследия.

Ulnovosti.ru обращается в прокуратуру Ульяновской области с просьбой обязать Правительство Ульяновской области выделить денежные средства на обеспечение сохранности данного памятника культуры.

Фото: https://hautiev-sh.livejournal.com

Комментарии:

  1. Полностью согласна с автором. Перед службой в армии почти все сельские ребята БЕСПЛАТНО обучились на водителей. Такие усадьбы единицы в области и их стоит сохранить для потомков- это наша история. Пример рационального отношения к старине- действующая школа в Кезьмино…

Обсуждение закрыто.